Общество

Украинский Черноморский судостроительный завод, производивший в советское время авианосцы, объявлен банкротом. За 15 лет верфь не построила ни одного корабля

06.07.2018
Украинский Черноморский судостроительный завод, производивший в советское время авианосцы, объявлен банкротом. За 15 лет верфь не построила ни одного корабля

На Украине будет ликвидирован Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ), который в советский период строил авианесущие крейсеры. По решению суда расположенное в Николаеве предприятие объявлено банкротом. Бывший флагман кораблестроения боролся за выживание последние 15 лет. Источники RT в Минобороны и Минэкономики Украины считают, что разорение ЧСЗ вызвано отсутствием госзаказов и разрывом отношений с Россией.

Хозяйственный суд Николаевской области прекратил процедуру санации и признал банкротом ПАО «Черноморский судостроительный завод» (входит в компанию Smart Maritime Group оппозиционного депутата Верховной рады Вадима Новинского). Согласно постановлению суда, основанное в 1897 году предприятие подлежит ликвидации.

Источник RT в Минэкономики Украины сообщил, что предприятие оказалось в сложной финансовой ситуации из-за отсутствия государственных заказов и разрыва отношений с РФ. В связи с этим была запущена процедура банкротства.

«Госзаказы ЧСЗ не мог получить из-за дефицита финансирования и сложностей во взаимоотношениях между руководством страны и собственником предприятия Вадимом Новинским. Хорошим заказчиком для завода могла бы стать Россия, но в текущей ситуации это нереально», — заявил собеседник.

Источник RT в Минобороны Украины отметил, что ведомство рассматривало возможность разместить на ЧСЗ заказы на строительство кораблей-разведчиков. Однако намерению министерства якобы помешала «пророссийская позиция» владельца.

Версию источников RT о конфликте интересов подтвердил украинский политолог Владимир Скачко, однако он подчеркнул, что Новинский — «органичная часть украинского политического бомонда» и не представляет угрозы для режима президента Петра Порошенко.

Ни одного корабля за 15 лет

В советские годы Черноморский судостроительный завод являлся одним из ведущих в мире производителей крупнотоннажной морской техники. В 1980-е годы ЧСЗ по уровню механизации и занимаемой территории превосходил все европейские верфи.

Завод специализировался на выпуске нефтевозов, траулеров, а также военных кораблей первого ранга (водоизмещением от 5 тыс. тонн). В частности, со стапелей ЧСЗ были спущены тяжёлые авианесущие крейсеры проекта 1143 «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку», «Варяг» и «Адмирал Кузнецов», который находится в составе ВМФ России.

В 1980-е годы на ЧСЗ стартовала масштабная модернизация с целью налаживания серийного производства атомных авианосцев. В 1988 году был заложен первый тяжёлый крейсер «Ульяновск» с ядерной силовой установкой.

Однако амбициозные планы завода нарушил распад СССР. Россию и Украину потряс глубокий экономический кризис — оба государства лишились возможности вкладывать деньги в развитие флота. Символом начавшейся деградации ЧСЗ стала утилизация «Ульяновска» в 1992 году.

Руководство завода рассчитывало поправить дела с помощью контрактов с иностранными партнёрами. В 1990-е годы ЧСЗ получил заказы от Норвегии и Греции. Экспортные поставки позволили предприятию протянуть до начала 2000-х годов.

Также руководство ЧСЗ не теряло надежды выручить деньги за продажу Москве траулеров. Однако Россия не стала размещать новые заказы в Николаеве и смогла лишь выкупить несколько советских траулеров, заложенных во второй половине 1980-х годов.

В 2003 году правительство Украины исключило завод из списков стратегических предприятий. На его территории разместился грузоперевалочный центр, а сама верфь была продана Новинскому. За 15 лет ЧСЗ не построил ни одного корабля.

17 мая 2011 года на заводе был заложен первый со времён распада СССР боевой корабль — корвет «Владимир Великий» (проект 58200 «Гайдук-21»), но из-за нехватки средств он не был достроен. Последние годы предприятие получало доходы, занимаясь ремонтом гражданских судов.

На сайте Smart Maritime Group сообщается, что на ЧСЗ ещё сохранились стапели для строительства морских гигантов. Так, длина самого крупного наклонного стапеля составляет 330 м, ширина — 41 м. Также на заводе остался плавучий док длиной 120 м и шириной 40 м.

Источник: RT
Автор публикации: Нагибина Екатерина Анатольевна
Заполнить анкету
за суверенитет
Войти
Всего зарегистрировано: 173 838 чел.
Проведено акций: 19 034
Анонсы мероприятий


все анонсы акций в москве
В регионах
все анонсы акций в регионах