Что такое НОД

НОД - политическое явление, направленное на возврат суверенитета России. 

Подробнее об этом

Вопросы и ответы по НОД

Поддержи НОД

Способы поддержки

Пресс-служба НОД:            8(495)908-97-96 (10:00-21:00)

Помоги Новороссии

Окажите помощь Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике!                  

Чем Вы можете помочь

История

# Герои Отечества

10.01.2019
# Герои ОтечестваЛетчик пикирующего бомбардировщика Николай Гапеенок. Он летал с великим асом Иваном Полбиным... 

Николай Иванович Гапеенок родился 17апреля 1919 года в деревне Глинище Витебской области в семье крестьянина. После окончания средней школы в 1937 году направлен на учебу в школу Гражданского Воздушного Флота, которую окончил в 1939 году. В 1940 году окончил Балашовскую военную авиационную школу и был направлен летчиком в 202-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Летал на бомбардировщиках СБ. 

Первый боевой вылет во время Великой Отечественной войны Николай Гапеенок выполнил 30 июня 1941 года по целям на территории Финляндии. Всего выполнил 13 боевых вылетов, дважды бомбил Хельсинки. В конце августа полк был выведен на переформирование и перевооружение новыми самолетами. В 1942 году полк был перевооружен пикирующими бомбардировщиками Пе-2, и летный состав начал освоение новой техники. 

С самого начала применения бомбардировочной авиации вопрос о точности бомбометания встал перед авиаторами. Даже при невысоких скоростях попасть точно в цель с горизонтального полета было весьма затруднительно. Сбросить с небольшой высоты бомбы на воинскую колонну пехоты или техники, идущую по дороге, проблем не вызывало, а вот накрыть штаб или артиллерийскую позицию противника сложнее. Нужно множество бомб, или найти способ укладывать их как можно ближе к цели. Первыми придумали бомбить в пикировании фрацузские летчики в 1916 - 1917 годах. В 30-е годы в разных странах начались большие работы по созданию пикирующих бомбардировщиков. Бомбардировка с пикирования имеет несомненные преимущества по эффективности и точности по сравнению с бомбардировкой с горизонтального полета, но требует специально созданных для этой цели машин. Чем круче угол пикирования, тем точнее бомба ляжет в цель, но одновременно, тем больше скорость пикирования и тем труднее выводить самолет из пике, тем больше перегрузки. Поэтому пикировщик должен быть прочнее других самолетов, чтоб выдерживать сверхвысокие перегрузки. И одновременно, он должен быть максимально легким. Также надо было ограничить скорость пикирования. Эту проблему удалось решить с помощью специальных воздушных тормозов - щитков, устанавливаемых на крыльях. Когда советским ВВС потребовались пикирующие бомбардировщики, Владимиру Михайловичу Петлякову была дана команда переделать его высотный истребитель ВИ-100 в пикирующий бомбардировщик. Но это была слишком большая, тяжелая двухмоторная, 3-местная машина, которой выполнять отвесное пикирование было невозможно. Пе-2 редко использовался в качестве пикирующего бомбардировщика, в основном они бомбили с горизонтального полета или с пикирования под углом до 45 градусов. Пикировать Пе-2 мог с высоты 1000 метров. Стоит отметить, что пикирующие бомбардировщики требовали более высокого мастерства пилота по сравнению с обычными, имели место случаи, когда пилоты не могли вывести самолеты из пике при бомбометании. Авиационные конструкторы в СССР решили эту проблему, добавив в помощь летчику еще одного члена экипажа - штурмана. Таким образом, наведение Пе-2 при пикировании на цель было "двойным" - штурман замерял скорость и направление ветра, чтобы определить снос бомбы и самого самолета, рассчитывал угол боевого разворота и выставлял прицел, в то время как летчик держал мишень в перекрестии и выдерживал траекторию пикирования. При этом точность попадания составляла 40 - 50 метров, а опытный экипаж Пе-2 мог уложить бомбу в десятиметровый круг. 

Огромный практический вклад в развитие теории и практики бомбометания с пикирования внес командир Гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса Герой Советского Союза Иван Семенович Полбин. 

В 1943 году Николай Гапеенок воевал в составе Гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса. 29 марта командир корпуса Иван Полбин повел в атаку группу из 18 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, экипаж Николая Гапеенка был в составе этой группы. В результате этой атаки группа Пе-2 уничтожила 120 вражеских автомобилей с войсками и грузами и 20 зданий. Экипаж Николая Гапеенка получил благодарность. В ходе Курской битвы экипаж Николая Гапеенка выполнил 20 боевых вылетов, за мужество и героизм Николай был награжден орденом Боевого Красного Знамени. 
4 декабря 1943 года Николай Гапеенок выполнил свой самый результативный боевой вылет. В составе девятки пикирующий бомбардировщиков Пе-2 во главе звена Николай нанес удар по железнодорожному узлу Знаменка. Первым ударом были разрушены входные и выходные железнодорожные стрелки, а затем прямым попаданием фугасных авиабомб было уничтожено около 50 вагонов с артиллерийскими снарядами, 20 цистерн с горючим и три паровоза. 

В январе 1944 года Николай Гапеенок принимает участие в Кировоградской наступательной операции и в Корсунь-Шевченковской операции. 2 мая 1944 года Николай Гапеенок в составе девятки Пе-2 атаковал с пикирования железнодорожную станцию Роман. При этом было уничтожено 18 вагонов, 15 автомашин, разрушено 10 зданий, станция не работала более двух дней. 

В ходе Львовско-Сандомирской операции экипаж Николая Гапеенка выполнил более 30 боевых вылетов. 11 февраля 1945 года командир корпуса генерал-майор Иван Полбин лично возглавил восьмерку пикирующих бомбардировщиков Пе-2 при налете на Бреслау. Ведомым его был Николай Гапеенок. При атаке с пикирования в замкнутом круге при заходе на цель прямым попаданием зенитного снаряда был подожжен самолет Пе-2 командира корпуса Ивана Полбина. Попытка сбить пламя ничего не дала, самолет упал и взорвался, Иван Семенович Полбин погиб. 

Свой последний боевой вылет Николай Гапеенок выполнил 9 мая 1945 года во время освобождения Праги. Всего за время войны Николай Гапеенок выполнил 223 боевых вылета, в 125 боевых вылетах выполнял бомбометание с пикирования. 27 июня 1945 года за проявленное геройство в боях гвардии капитану Николаю Ивановичу Гапеенку присвоено звание Героя Советского Союза. 

После войны Николай Иванович Гапеенок продолжил военную службу на командных должностях. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию и в 1952 - 1976 годах был на преподавательской работе в ней. В 1959 году защитил диссертацию на соискание степени кандидат военных наук. С 1979 года Николай Иванович Гапеенок в запасе. 
Источник: Антиукроп
Автор публикации: Переслегин Александр Андреевич
Город: Верхнеднепровский
Заполнить анкету
за суверенитет
Войти
Всего зарегистрировано: 175 989 чел.
Проведено акций: 19 637
Анонсы мероприятий


все анонсы акций в москве
В регионах
все анонсы акций в регионах